Культ личности Сталина — для чего и зачем он был нужен?

«–Не пристало так судить о Боге, пусть и по молодости. Нам не дано познать предвечного Творца. Он существует вне нас. Даже материализм признаёт, что мир существует вне нашего сознания. А Бог и подавно.

– Простите, владыка, но лучше называть вещи своими именами. Вне нашего сознания Бога нет.»

Чингиз Айтматов

Эпиграфом к сегодняшней статье стала цитата из произведения «Плаха» советского и киргизского писателя Чингиза Айтматова.

Она как никто лучше, на мой взгляд, показывает истинную сущность и фундамент в первую очередь психологического, а потом уже социального и политического явления, возникшего в 30-е годы  ХХ века, поразившего все сферы жизни общества. И имя данному явлению — «Культ личности Сталина».

Этот феномен и по сей день трактуется неоднозначно. Величайшие люди оценивают его значение в кардинально разных плоскостях субъективизма. Что и порождает кучу мифов, загадок и тайн, которые словно паразиты присасываются к имени Сталина уже на протяжении 60 лет. Так что же такое «Культ личности Сталина»? Для чего он был так нужен? Кто его породил и кто стал палачом данному явлению? На эти вопросы я постараюсь найти ответы в данной статье, полную версию которой вы сможете прочитать по адресу WebHistoryRussia.ru.

Что же такое культ личности Сталина?

Культ личности — это возвеличивание значения личности в различных сферах общественной жизни. Конечно же, данное явление не рождается на пустом месте — человек, которого все идеализируют, должен обладать в той или иной сфере яркими профессиональными качествами. В этом деле Сталин не был исключением.

Давайте перенесемся в 30-е годы ХХ века, переходную эпоху от аграрного к индустриальному обществу, эпоху больших надежд, мечтаний. Это время было особенным для всего мира, хотя бы по причине того, что на планете зарождаются попытки построения абсолютного, идеального, утопического общества, цель которого в будущем —  поглощение всего мира в свое идеальное нутро. В это время главой этого общества является человек очень противоречивой и неоднозначной натуры, тот, кому предстоит войти в мировую историю гордым и смелым шагом — Иосиф Виссарионович Сталин. Именно тогда в социалистическом обществе зарождаются предпосылки и связи для создания колоссального проекта возвеличивания и обожествления одной лишь только личности.

Итак, давайте попробуем понять, в чем смысл данного феномена.

Культ — это вера во что-то сильное, что тебя может защитить. Потребность в культе идеалистического возвеличивания того или иного объекта восхищения является естественной, с точки зрения человеческой психологии. Вера в бога, вера в отца, вера в любимого музыканта или выдающегося знакомого необходима человеку для создание идеальной цели, в которую он верит и на которую он равняется.

Как правило, в теократических государствах этим «отцом» является бог или боги, вера в которых придает человеку силы и уверенности в его дальнейшей жизнедеятельности. В атеистическом русском обществе 30-х годов государство убило всемогущего отца, великого православного Бога, давая взамен веру в вождя, который сможет всех защитить и обезопасить. На месте данного вождя на начальном этапе попытки построение социализма стоял товарищ Ленин, вера в которого была, не побоюсь этого слова, божественно непоколебима. Когда Ленин умер, соответственно, нужно было передать эту роль кому-то другому. И это место история преподнесла товарищу Сталину.

На просторах Интернета существует мнение о том, что один человек не способен контролировать и держать в своих дланях полмира. Это лишь подтверждает мою точку зрения о том, что Сталин лишь давал людям то, что они психологически желали. Важную роль в построении культа личности Сталина сыграла его честолюбие и жажда власти, которую не раз подмечали его современники. Ярким подтверждением будет цитата из письма Ленина к съезду партии:

« Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью».

Что касается масштабов данного явления, то оно было весьма обширно и затронуло  как психологическую, социальную, так и политическую сферы общества. Сталин сделал себя богом, по сравнению со Сталиным, большинство абсолютных монархов кажутся прототипом наших органов местного самоуправления). Сила этого культа была настолько велика, что даже и сейчас, в век «срыва покровов» и всевозможных исторических «развенчаний», когда каждая вторая передача по ТВ стремится раскрыть обывателям загадки истории, порой в весьма нелепых предположениях, но в основном все-таки давая ответы на многие сокровенные вопросы, о которых наши предшественники и мечтать на могли, даже в это время, когда историки безжалостно топчут славу «великого мужа» в голых и беспристрастных свидетельствах его бесчеловечных деяний все равно  многие закрывают глаза на бесспорные и жестокие преступления данного человека, аргументируя это его личностью и достижениями.

Итоги по анализу культа личности Сталина.

В 1956 году состоялся знаменитый на весь мир ХХ съезд КПСС. Дебютом данного собрания был доклад Никиты Хрущева об осуждении культа личности, в котором новый лидер обвинил во всех радостях и падениях советского народа Сталина. Отчасти весь доклад был правдив, но для предания шарма и эффекта прошлого генсека облили грязью с ног до головы. Многие могут сказать, что это была финальная точка в жизни «Культа личности Сталина», но, если анализировать  историческую ситуацию нашей страны, напрашивается вывод, что Сталин до сих пор живет в нашем сознании и наших сердцах. Его политика, деятельность настолько глубоко засела в сознание нашего народа, что избавиться от нее мы сможем очень нескоро.

Завершить свою статью я хотел бы высказыванием Шарля Де Голля:

«Сталин не ушел в прошлое, он растворился в будущем»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *