Наблюдается рост городов. Они возникают на месте погостов (становищ), бывших племенных центров. Там селятся ремесленники, купцы, княжеская местная администрация с наместниками. Большую роль играют торговцы.
В городах также форсируются феодальные отношения. Городское население также попадало в зависимость от княжеской администрации или феодальной верхушки. Вблизи городов крупные феодалы основывали часто специальные поселения для ремеленников. С целью привлечения населения владельцы сел предоставляли определённые льготы, временное освобождение от налогов и т.д. В следствие этого, такие ремесленные поселения назывались свободами или «слободами».
Распространение экономической зависимости города Руси, уклада жизни на Руси, усиление эксплуатации вызывали сопротивление со стороны зависимого населения. Наиболее распространенной формой были побеги зависимых людей. Об этом свидетельствуют и суровость наказания, предусмотренного за подобный побег — превращение в полного, «обельного» холопа.
Данные о различных проявлениях классовой борьбы содержит «Русская Правда». В ней говорится о нарушениях границ земельных владений, поджоге бортных деревьев, убийствах представителей вотчиной администрации, кражах имущества.
Кроме мелких массовых видов сопротивления обостряется и социальная борьба в более крупных формах. Именно они заставили принять свод законов «Русская правда» и совершенствовать его с помощью сыновей Ярославичей и Владимира Мономаха.
Политические события в укладе жизни Руси
Волнения в 1024г. в Суздальской земле: одни историки оценивают их как антифеодальные восстания Крестьян на Руси
, направленное против феодалов, а другие (Фроянов) видят в нем движение, обусловленное языческими представлениями, согласно которым племенная знать обладала магическими силами и была обязана обеспечить урожай. Волхвы — провидцы «увидели», что племенная знать — «старая чадь» задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати выглядит не классовым актом мести, а ритуальным действием, призванным обеспечить урожай.
Восстание в 1068г. в Киеве, вызвано поражением князя от половцев на р. Альте и нежеланием князя Изяслава вооружить киевлян для продолжения борьбы. Оно также оценивалось историками как антифеодальное движение, а современные историки видят в нем действия общины, которая под руководством его высшего органа вече совершила политический переворот, направленный против Изяслава, который не справился со своей основной обязанностью — не защитил свою землю от половцев. Изгнание князя сопровождалось разграблением его имущества, которое воспринималось в духе племенных традиций как общее достояние, временно находившееся в пользовании князя.
Мощное восстание в Киеве вспыхнуло в 1113г. в результате социального кризиса, вызванного ухудшением экономического положения, засильем ростовщиков, продолжением междоусобиц и непопулярной политикой князя Святополка, способствовавшей закабалению свободных людей. Выступление носило достаточно сложный социально-политический характер, но не являлось антифеодальным. Последствием его был приход к власти «уважаемого» Владимира Мономаха и принятие им Устава, ограждающего бедноту от произвола ростовщиков и порабощения.
Таким образом, народные движения XI- начала XII вв., в которых переплетались языческие, социальные и политические мотивы, были одним из подтверждений переходного характера древнерусского общества. Но, восстания говорят об усилении новых социальных процессов — нарастание социального неравенства, увеличении числа общинных традиций, к которым инстинктивно обращались народные массы как к последней надежде на спасение.