Экономические предпосылки петровских преобразований:
- Складывание всероссийского рынка
- Специализация с/х производства
- Возникновение мануфактурного производства
- Развитие ремесленного производства
Социально-политические предпосылки петровских преобразований:
- Тенденции к установлению абсолютной монархии
- Начало объединения различных групп феодалов в единое сословие
- Усиление роли городских элементов (купечества, промышленников) в экономической жизни страны и их влияние на политику правительства
- Нарастание отставания России от передовых буржуазных стран (Англия, Нидерланды) и менее развитых (Франция, Швеция, Германия).
Таким образом, общенациональные интересы 2 значительного ускорения развития страны в предельно сжатые сроки.
1695 — 1696гг. Азовские походы — как военные предпосылки петровских преобразований.
Цель — завоевать выход в Черное море через Азовское. Осада Азова длится 3 месяца. Единого командования не было, 3 военноначальника. Они враждовали между собой. Осада с суши, а турки осуществляли связь с моря.
2 штурма — без успеха. Петр I дает приказ об отступлении. Сухопутные войска подчинены Алексею Шейну , флот — Лефорту.
Строительство флота в Воронеже. За пол года флот построен. Новый поход на Азов. Поддержка флота. Турецкий гарнизон капитулировал.
Великое посольство 1697г. в Европу
- нанять специалистов по строительству флота
- закупить оружие
- найти союзников для войны с Турцией
Петр 1 принимает участия в посольстве под именем бомбардира Петра Михайлова. Сам работал на верфи в Голландии, получил диплом корабельного мастера. Познакомился с промышленностью, наукой Европы, побывал на заседании парламента. Ситуация для союза с Турцией неблагоприятна, зато Россия неожиданно находит союзников для войны со Швецией — Данию и Польшу.
Реформы Петра 1
Первые преобразования:
- новые обычаи (европейская одежда, бритье бороды)
- рекрутская реформа, 1699г. — насильственный набор «даточных людей». С 1705г. — рекруты
- военная промьппленность (строительство железоделательных заводов и оружейных мастерских на Урале и в Карелии)
- городское управление
1699г. — создание Бурмистрской палаты (Ратуши), вводил самоуправление. Городское население платило налоги в двойном размере.
Социальная сфера
Увеличение численности дворян. 1714г. — закон о единонаследии. Уравнены в правах вотчины и поместья. Поместье — в собственность одного сына. Цель — создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству. Запрет жениться дворянским «недорослям».
24 января 1722г. — «Табель о рангах» — государственный закон, определяющий порядок прохождения службы и установление служебных разрядов.Всего разрядов — 14: от первого высшего (гражданский канцлер) до четырнадцатого низшего (коллежского регистратора). С 14 разряда можно получить личное дворянство, а с 8 (коллежский асессор) — потомственное дворянство.
Крестьянство — 92% населения.
С 1718г. — перепись населения, сбор налога (подушное, отошли от сбора со двора).
1724г. — подушная подать (74 копейки — с помещика' крестьянина; 1 рубль 14 копеек — с посадского и городского населения). Вводилась паспортная система для крестьян, уходивших на заработки — борьба с бегством.
Реформа системы государственного управления
Причины: требовалось создание государственного аппарата, соответствующего духу времени, утвердить и закрепить свою абсолютную власть.
Допетровская система управления изжила и себя и давала значительные сбои. Боярская дума еще при Алексее Михайловиче потеряла свое значение. Ее влияние на царя упало, а претензии на главную роль в политике оставались. Приказов было 80, многие дублировали друг друга. Волокита, взяточничество, не было разделения функций. Нужна была новая система управления.
Система управления, созданная Петром, складывалась постепенно, и окончательный вид приняла к 1721г. Ликвидация боярской думы произошла сама собой. Петр 1 прекратил думные пожалования, старые чины думы умирали, а новых не назначали. Петр 1 не являлся на заседания думы, что сводило на нет ее деятельность. Думу заменила ближняя канцелярия (18 доверенных лиц царя), а в 1711г. учрежден сенат (судебная власть, иногда административно-судебная и законодательная). Таким образом, Сенат — законовещательный орган (9 человек), пришел на смену
Думе. Вопросы — назначения высших чиновников, высший суд. Вместо приказов было создано 12 коллегий в 1718г. «Первейшие» — военная,
адмиралтейская, иностранная коллегии. Три экономических коллегии: берг-коллегия (тяжелая промьппленность), мануфактур-коллегия (легкая промышленность), коммерц-коллегия (внешняя торговля). Три финансовые коллегии: камер-коллегия (сбор налогов), штатс-коллегия (расходы), ревизион-коллегия (контроль за доходами и расходами). Юстиц-коллегия, вотчинная коллегия (земельный вопрос), главный магистрат (управлял
городами), Преображенский приказ ведал политическим сыском.
Церковная реформа 1721г. — результат предпосылок петровских преобразований
Нежелательность патриаршества (новые не избирались). Создание Духовной коллегии - Синод. Во главе чиновник — обер-прокурор, назначенный царем. После смерти патриарха в 1700г. новый так и не был избран. Уменьшение количества священников — от 120 до 1, остальные отправлены в посад — тягловое население. Генерал-прокурор «Око государя», в подчинении — прокуроры и фискалы (первый Ягужинский).
Административная реформа
1708 — 1710гг. — Россия разделена на 8 губерний, вскоре на 11. Во главе — губернатор, в его руках находилась вся полнота власти (административной, судебной, финансовой, политической).
Губернии делились на провинции, а провинции — на дистрикты.
1721г.: император (его личный кабинет) — верховная власть; Сенат с 1711г. - коллегии; Синод 1708 — 1710гг. (обер-прокурор) — губернии, провинции, дистрикты; генерал-прокурор — прокуроры и фискалы.
Возросшая экономическая и финансовая мощь государства, проявление новой регулярной армии, увеличение бюрократического аппарата, реформа системы управления ~ создание условий для формирования абсолютной монархии.
Царь — высшая законодательная, исполнительная, судебная власть.
Все эти события привели к Северной войне
1722г. — Указ о наследии престола, давший императору право назначать преемника по усмотрению.