Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.
Формирование централизованного государства являлось мощным стимулом для развития особенностей русской культуры.
Большую роль в укреплении определяющих позиций православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551г., регламентирующий церковное искусство.
Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVIв. В русской культуре появились светские элементы, тенденция к обмирщению. Преобладает героическая тематика, культура носит многонациональный характер.
- развитие письменности (скоропись)
- книгопечатание 1564г. Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1564г. – первая книга «Апостол», 1565г. «Частослов» (ежедневный молитвенник), русский букварь 1574г. во Львове; всего написано 20 книг: литература, летописание, «Лицевой летописный свод» (Никонская летопись), исторические повести («казанское взятие», «О хождение Стефана Батория на град Псков»).
Путешествия – повести русских послов. Развитие публицистики, развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики. Цель – обосновать новую государственную политику – связь русских государей с византийскими римскими императорами. Иегумен Филофей, его послания князю Василию III– тезис «Москва – третий Рим», а четвертому не бывать! – доктрина русского православия.
Публицист Иван Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане». Идеал государственной власти – сильная самодержавная власть, опирающаяся на поместное дворянство – возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.
Андрей Курбский бежал в Литву в 1564г., Ивану Грозному. Так появилась «История о Великом князе московском». Курбский – враг «лютости» царя, не считался с теми, кто правдой служил.
Протопоп Сильвестр – «Домострой» — обязанности в семье и обществе, Митрополит Макарий – 13-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения).
Усиление православной церкви сопровождалось регламентацией всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания Христа.
Первая ересь – стригольничество XIVв. В Новгороде и Пскове. Критика пьянства, назначение на должность за плату. Конец XVв. – Иегумен Иосиф Волоцкий (иосифляне) — особенность русской культуры.
– выступление против еретиков, смертная казнь для них. Нил Сорский (нестяжатели) – считали, что еретиков надо миловать. Они по-разному относились к великокняжеской власти: иосифляне – казнь – наместник Бога на земле и «Москва – третий Рим», нестяжатели – монахи, существуют только от своих трудов, отказ от монастырского землевладения.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
1504г. – еретики приговорены к смертной казни.
Архитектура и ее особенности в русской культуре
Архитектура – отразила возрастание международного авторитете России. Сочетание национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. По образце Московского Успенского соборы были построены пятиглавые крестово-купольные храмы:
- Успенский собор в Троице-Сергиевском монастыре
- Смоленский собор в Новодевичьем монастыре под Москвой
- Софийский собор в Вологде
- Соборы в Туле, Суздале, Дмитрове
Возникновение нового стиле монастырей – шатрового. В отличие от крестово-купольных шатровые храмы не имеют внутри столбов, всё держится на фундаменте: церковь Вознесения в селе Коломенском в 1532г. в честь рождения Ивана Грозного.
- Покровский собор – храм Василия Блаженного 1555 – 1561гг., Барма и Постник в честь взятия Казани
- посадские храмы
- подъем крепостного строительства. Кремли – Нижний Новгород, Тула, Коломна.
1535 – 1538гг. – линия укрепления Китай-город, Федор Конь – третья линия, Каменные укрепления Белый город – деревянные стены на земляном валу. Смоленский кремль – Федора Коня.
Живопись и ее особенность в русской культуре
Живопись. Особенности: стирание границ местных школ и усиление светских элементов.
В иконах господствовала московская школа. Отстранение от классических норм, распространение богороднического цикла «О тебе радуется».
Собор 1553 – 1554гг. – разрешение изображать на иконах лица царей. Появление «бытийного письма» и исторических портретов (Золотая палата царского дворца – фрески сохранились).
Дионисий – фрески собора Рождества Богородицы, Ферапонтова монастрыя. Стоглавый собор 1551г. оформил единый пантеон святых (около 50). «Церковь воинствующая» — взятие Казани.
Книжная миниатюра на бумаге изображала бытовые сцены.
Декоративно-прикладное искусство – рост, главный центр – Москва.
Лучшие ремесленники объединялись в царские и митропольничьи мастерские: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль.
Таким образом, в XVIв. В развитии особенностей русской культуры отражались особенности государственности, и прежде всего, централизации.
Это и привело к явлению в стране, под названием Смута.
Происходило становление единых стилей в искусстве.
Фундаментальность многонациональной российской культуры.
Тенденция к обмирщению, появление реалистических черт.