Русская культура середины XIII-XVв. — Часть 1

Архитектура русской культуры

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древнейшие традиции в области зодчества не прервались. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV- начале XVв.

  1. Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь, где уже в 1285г-1289гг. был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во Владимиро-Суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.
  1. Новгород и Псков меньше других русских земель пострадали от монголо-татарского нашествия и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.
  • Культовое строительство. Используя архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства бояр и купцов десятки небольших храмов. Старые черты сочетались с новыми творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличавшемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках второй половины XIVв. Церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине в Новгороде. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (начало XVв.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле русской культуры, почти лишены украшений.
  •  Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера совместно с немецкими построили Гранавитую палату (1433г.) В XVв. Каменный кремль был построен в Пскове.
  •  Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIVв. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но в последствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.

  •  Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества первой половины XVв. являются: Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор Савинно-Сторожевского монастыря, близ Звенигорода, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

  •  Крупнейшей работой этого времени стало строительство Московского кремля, история которого начинается ещё в XIIв., когда на Боровицком холме были построены деревянные стены, резрушенные монголо-татарами в 1237г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами (не сохранились). Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367г. Создание ансамбля Московского кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV-начало XVIв. И стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.

Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

Живопись русской культуры.

Развитие русской живописи в этот период также характеризуется тремя основными тенденциями:

  • развитие местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период
  • начало процесса слияния местных ходожественных школ в единую общерусскую живописную школу
  1. Как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказала церковь.
  2. Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

— Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкость рисунка, чистотой красок, высокой техникой.

— Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами.

— Ведущее положение с XIVв. Занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ.

  1. Наряду с иконами широкое распространение получила фреска. Начиная с XIVв. Усложнялся её сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усиливался психологизм изображения.

  2. Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий вышло за рамки отдельных живописных школ.
  • Огромный клад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340- после 1405г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором – Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).
  • Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека, великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской православной церковью. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное произведении, ставшее в одной из вершин мирового искусства, — икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежит также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля и погибшие в XVIIв. Фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

Выводы

  1. Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода её восстановления и нового расцвета.

  2. Русская культура сохранила национальный характер. Большую роль в передачи традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Насильственное вмешательство чужеродной культуры не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры, что и послужило основанием духовного образования централизованного государства.

  3. Конец XIV – XVв. характеризовался началом длительных процессов слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу.

Продолжался процесс складывания древнерусской народности и Русской культуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *