Культура XVII века

XVII в. – сложный и противоречивый период в истории России. Это обусловило неравномерность развития культуры и ее неоднозначность.

Главное отличительной особенностью культуры 17 века переходного периода стал бурный процесс ее обмирщения. Средневековое мировоззрение постепенно стало разрушаться. Подъём светских начал в культуре.

Возрастало внимание к человеку, его месту в окружающем мире и роли в происходящих событиях. В творческой деятельности ярко проявлялось личностное начало, заметно возрастала доля авторских произведений литературы и искусства.

Значительно расширились культурные связи России с Западной Европой, с родственными украинским и белорусским народами.

Ломка традиционного мировоззрения, возросший интерес к окружающему миру, активизация международных связей, бурные социальные и экономические и социальные процессы способствовали интенсивному накоплению разнообразных знаний и появлению первых опытов их теоретического осмысления.

Образование и книгопечатание как особенности культуры XVII века

Развитие торговли и ремесла, рост аппарата власти, активизация международных связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей и улучшения качества образования. Это обусловило быстрый рост системы образования.

  • Расширялась система начального образования: открывались школы при монастырях, частные учебные заведения. Во второй половине столетия было создано несколько государственных школ. Широкое распространение среди знати получило домашнее образование.
  •  Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа и т.д.). В 1867г. в Москве была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская Академия, в которой наряду с классическими языками и богословием изучали и светские дисциплины. Академия готовила священников и чиновников.
  •  Образование по-прежнему носило церковный характер. Обязательным было заучивание наизусть церковных книг. Более широкое распространение получили светские дисциплины.

Распространение грамотности способствовало развитию книгопечатания — это особенности культурного развития России. Широким спросом пользовались издававшиеся в Москве дешевые буквари.

Уровень грамотности. Хотя масса населения страны оставалась неграмотной, количество грамотных людей резко возросло по сравнению с предыдущим периодом.

Культурная ориентация России. Характерной особенностью этого периода стали оживленные споры среди высшего духовенства знати по вопросам распространения грамотности и организации обучения. В середине века усилилась прозападническая тенденция в просвещении: для обучения царских детей, организации школьного дела, перевода и исправления богослужебных книг в Россию приглашались образованные люди из Украины и Белоруссии.

Научные знания как элемент особенности культуры 17 века России

В XVIIв. Как и ранее, шел процесс накопления знаний, особенно быстро в областях, связанных с решением конкретных задач организации производства, строительства и торговли: измерение площади, расстояния, массы сыпучих тел. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, области медицины, математики.

XVIIв. – Эпоха великих русских географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, чертежи, обзоры, подробные описания.

В 1648г. экспедиция Семена Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649г. Ерофей Хабаров составил карту Приамурья, где были основаны русские поселения.

Русские путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России знаний других народов.

К XVIIв. Относятся первые опыты теоретического осмысления накопленных в процессе практической деятельности знаний.

Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки теоретического осмысления создали благоприятные условия становления российской науки в последующий период.

Литература и общественно-политическая мысль как следствие особенностей культуры 17 века России

Литература XVIIв. Характеризуется усилением светского начала, тесной связью с общественно-политической мыслью.

Изживала себя традиция летописей. В 30-е годы XVIIв. Было создано последнее летописное сочинение – «Новый летописец», в котором излагаются события от смерти Ивана Грозного до окончания «Смутного времени» и доказываются права династии Романовых на престол.

На основе развития жанра житийной литературы появились произведения с чертами автобиографии. Первым таким произведением в русской литературе можно назвать «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное.

Новые черты приобретала историческая повесть. Утрачивались церковные элементы, героями становились обычные люди, описывались реальные события (повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и др.). Многие произведения рассказывали о событиях «Смутного времени».

Появились новые литературные жанры: драматургия, поэзия, демократическая сатира, бытовая повесть.

  • Родоначальником русской драматургии и поэзии считают белорусского ученого и просветителя Симеона Полоцкого (С.Е. Петровского-Ситниановича), написавшего первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке – «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне».
  • В первой половине XVIIв. Широкое распространение получила демократическая сатира, в которой наиболее ярко проявили себя новые черты в русской литературе (появление вымышленного героя, использование простого народного языка).
  • К демократической сатире близка бытовая повесть, отражавшая реальную жизнь представителей различных социальных слоев, изменения, которые происходили в быте, мировоззрении.
  • В XVIIв. Был составлен первый русский библиографический труд «Оглавление книг, кто их изложил», автором которого считают С. Медведева.

Дальнейшее развитие получила публицистика, отражавшая развитие общественно-политической мысли.

Под влиянием бурных социальных процессов «Смутного времени» зарождается оппозиционная публицистика.

Все большую популярность приобретала переводная литература, проникавшая в Россию в основном из Польши и Чехии через Белоруссию, реже с Востока. Поучительные повести и рассказы издавались в сборниках «Великое зерцало» и «Римские деяния».

В устном народном творчестве особенности культурного развития России по-прежнему преобладала героическая тематика – события Смуты и борьбы с интервентами. Большое распространение получили исторические песни о разбойниках («Разбойничий дуван») и о Степане Разине («Смерть Разина»). Особым направлением фольклора стало бытование в устной традиции пересказов отечественных и переводных литературных произведений.

  1. username

    «Развитие грамотности способствовало развитию книгопечатания — это особенности культурного развития России». Неужели это действительно особенность? Так ведь было в Европе, причём раньше, чем в России. Россия вступила в эпоху Ренессанса, поэтому и начался рост образованного населения. Это, опять же, было в Европе.

Добавить комментарий