Особенности русской культуры XVI века

Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры.

Формирование централизованного государства являлось мощным стимулом для развития особенностей русской культуры.

Большую роль в укреплении определяющих позиций православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551г., регламентирующий церковное искусство.

Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVIв. В русской культуре появились светские элементы, тенденция к обмирщению. Преобладает героическая тематика, культура носит многонациональный характер.

  • развитие письменности (скоропись)
  •  книгопечатание 1564г. Ивана Федорова и Петра Мстиславца. 1564г. – первая книга «Апостол», 1565г. «Частослов» (ежедневный молитвенник), русский букварь 1574г. во Львове; всего написано 20 книг: литература, летописание, «Лицевой летописный свод» (Никонская летопись), исторические повести («казанское взятие», «О хождение Стефана Батория на град Псков»).

Путешествия – повести русских послов. Развитие публицистики, развитие общественно-политической мысли, зарождение идеологической и философской полемики. Цель – обосновать новую государственную политику – связь русских государей с византийскими римскими императорами. Иегумен Филофей, его послания князю Василию III– тезис «Москва – третий Рим», а четвертому не бывать! – доктрина русского православия.

Публицист Иван Пересветов: «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане». Идеал государственной власти – сильная самодержавная власть, опирающаяся на поместное дворянство – возвышение людей по заслугам, а не по богатству и знатности.

Андрей Курбский бежал в Литву в 1564г., Ивану Грозному. Так появилась «История о Великом князе московском». Курбский – враг «лютости» царя, не считался с теми, кто правдой служил.

Протопоп Сильвестр – «Домострой» — обязанности в семье и обществе, Митрополит Макарий – 13-томный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения).

Усиление православной церкви сопровождалось регламентацией всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания Христа.

Первая ересь – стригольничество XIVв. В Новгороде и Пскове. Критика пьянства, назначение на должность за плату. Конец XVв. – Иегумен Иосиф Волоцкий (иосифляне) — особенность русской культуры.

– выступление против еретиков, смертная казнь для них. Нил Сорский (нестяжатели) – считали, что еретиков надо миловать. Они по-разному относились к великокняжеской власти: иосифляне – казнь – наместник Бога на земле и «Москва – третий Рим», нестяжатели – монахи, существуют только от своих трудов, отказ от монастырского землевладения.

1504г. – еретики приговорены к смертной казни.

Архитектура и ее особенности в русской культуре

Архитектура – отразила возрастание международного авторитете России. Сочетание национальных традиций и новейших достижений отечественного и европейского зодчества. По образце Московского Успенского соборы были построены пятиглавые крестово-купольные храмы:

  • Успенский собор в Троице-Сергиевском монастыре
  • Смоленский собор в Новодевичьем монастыре под Москвой
  • Софийский собор в Вологде
  • Соборы в Туле, Суздале, Дмитрове

Возникновение нового стиле монастырей – шатрового. В отличие от крестово-купольных шатровые храмы не имеют внутри столбов, всё держится на фундаменте: церковь Вознесения в селе Коломенском в 1532г. в честь рождения Ивана Грозного.

  •  Покровский собор – храм Василия Блаженного 1555 – 1561гг., Барма и Постник в честь взятия Казани
  • посадские храмы
  • подъем крепостного строительства. Кремли – Нижний Новгород, Тула, Коломна.

1535 – 1538гг. – линия укрепления Китай-город, Федор Конь – третья линия, Каменные укрепления Белый город – деревянные стены на земляном валу. Смоленский кремль – Федора Коня.

Живопись и ее особенность в русской культуре

Живопись. Особенности: стирание границ местных школ и усиление светских элементов.

В иконах господствовала московская школа. Отстранение от классических норм, распространение богороднического цикла «О тебе радуется».

Собор 1553 – 1554гг. – разрешение изображать на иконах лица царей. Появление «бытийного письма» и исторических портретов (Золотая палата царского дворца – фрески сохранились).

Дионисий – фрески собора Рождества Богородицы, Ферапонтова монастрыя. Стоглавый собор 1551г. оформил единый пантеон святых (около 50). «Церковь воинствующая» — взятие Казани.

Книжная миниатюра на бумаге изображала бытовые сцены.

Декоративно-прикладное искусство – рост, главный центр – Москва.

Лучшие ремесленники объединялись в царские и митропольничьи мастерские: резьба по дереву, шитье, серебряное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль.

Таким образом, в XVIв. В развитии особенностей русской культуры отражались особенности государственности, и прежде всего, централизации.

Это и привело к явлению в стране, под названием Смута.

Происходило становление единых стилей в искусстве.

Фундаментальность многонациональной российской культуры.

Тенденция к обмирщению, появление реалистических черт.

  1. Арина

    Все таки приятно осознавать, что даже в 16 веке культура не стояла на месте, а постоянно происходило некое развитие и толчок вперед. Те времена были весьма тяжелые, во всех планах, да и технологии были никакие, но люди все равно учились чему-то, развивались, талант он внутри и в любом веке

Добавить комментарий