Общественные движение при Николае I

Особенности и направления общественного движения 30 — 50-х годов ХIХв.:

  1. Оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов )  
  2. Революционное и правительственное направления окончательно разошлись 
  3. Его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике 

Направления общественно-политической общественных движений при Николае 1 мысли этого периода:

  • Консервативное (лидер — граф С.С. Уваров) 
  • Западники и славянофилы (идеологи Кавелин, Грановские, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.) 
  • Революционно-демократическое ~идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский) 

Кружки 20 — 30-х годов - Общественные движение при Николае I

Наиболее активно действовали студенческие кружки в московском университете. 1830г. В. Г. Белинский создал «литературное общество 11-го нумера» — критиковали общественно-политическую действительность. За драму «Дмитрий Калитин» Белинский исключен из университета. 

Кружок братьев Критских (1826 -1827) - Общественные движение при Николае I

Состоял из 6 человек. Попытались положить прокламацию к памятнику Минина и Пожарского. Разгромлен властями. 

Сунгуровское общество (1831г.) - Общественные движение при Николае I

Состояло из 26 человек. Н. П. Сургунов планировал подготовить вооруженное восстание, но было разгромлено властями. 

Кружок Н. В. Станкевина (1831 — 1839гг) - Общественные движение при Николае I

Бакунин, Белинский, Боткин, Герцен. Они изучали философские системы Гегеля, Шеллинга. 

Консервативное направление — Общественные движение при Николае I

Историк Погодин, филолог Шевырев, журналисты Греч и Булгарин. В середине 20-х годов они предложили концепцию самобытности России «Теория официальной народности". С.С. Уваров, ставший в 1833г. министром народного просвещения. Суть заключалась в том, что самодержавие, православие и народность — основы русской истории. Самодержавие — гарант нерушимости русского государства. Православие — основа духовной жизни народа. Народность -"единение" царя с народом, отсутствие социальных конфликтов.

Либеральное направление (мощное общественное движение при Николае I)

Славянофилы и западники

Славянофилы — течение общественной мысли появилось в 1840г. Идеологи — А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Самарин. 

  • Защита православия и народности — важнейшая характеристика российского общества 
  • Народность (православие, община и национальный русский характер) 
  • В России власть находится в гармонии с народом 
  • Россия развивается ненасильственным путем 
  • В России духовные ценности преобладают над материальными 
  • Отрицательное отношение к преобразовательной деятельности Петра I
  • У России свой особенный от Европы путь развития 
  • Крепостное право необходимо ликвидировать, сохраняя общину и патриархальный уклад жизни -> духовный уклад, не выступали против техники) 
  • Для определения пути развития — создавать Земский собор 
  • Отрицали революцию и радикальные реформы — постепенные преобразования, проводимые «сверху». 

Западничество — Грановский, Кавелин, Анненков, Чичерин, Соловьев, Боткин, Белинский. 

Идеи западничества:

  • Россия, развивающаяся страна отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей 
  • Необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и ценности Запада 
  • Либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества, установив конституционную монархию 
  • Развивать рыночные отношения 
  • Отмена крепостного права, передать землю за выкуп (главная мысль этого общественного движения при Николае 1). 
  • Средство обновления России — реформы «сверху»- , предотвратить революцию 
  • Возвеличивали деятельность Петра 1 для обновления России 

Революционная демократия 

Совмещение идеи западничества (свобода личности, гражданского права) и славянофильства (общинный строй, коллективизм и европейский социализм). 

Цель движения — создание общества социализма. 

Методы достижения цели — радикальные реформы или массовая революция. Теория «русского социализма» (народничество) Герцен, Чернышевский, Огарев, Добролюбов, Бакунин.

  •  Достичь цели через сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением 
  • России необходимо миновать капитализм от крепостничества — к социализму 
  • Избежать кровавой революции — через радикальные реформы «сверху» 
  • Ликвидировать крепостничество, дать землю без выкупа, сохранив общину 
  • Гражданские свободы и демократическое правление 

Герцен издает в Лондоне «Колокол». Бакунин участвовал в европейской революции 1848 - 49гг. теоретик анархизма. 

Петрашевцы — Петрашевский, Буташевич, Спешнев, Салтыков — Щедрин, Плещеев, Достоевский. 

Они говорили об отмене крепостного права. В 1849г. кружок разгромлен. 

Также стоит прочитать про  внешнюю политику Николая I

Таким образом, к середине XIХ веке оформились течения оппозиционные правительству.

  1. ларри

    «Либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества, установив конституционную монархию»

    Очень напоминает «мантры» гринго и их пособников о демократии, правах человека, свободе личности и прочей демагогии.

Добавить комментарий