Культура XVII века (часть 2)

Архитектура

В архитектуре XVIIв. также отражался противоречивый переходный характер эпохи, традиционалистской, но уже содержащей ростки нового.

  • Происходило обмирщение зодчества. Отказ от строгих церковных канонов приводил к постепенному сближению культового и гражданского каменного зодчества. Церкви становились похожими на светские хоромы. 
  • Гражданское строительство приобретало невиданный ранее размах. Появилось большое количество общественных зданий. Каменные жилые дома строили для себя богатые дворяне и купцы. Особое развитие гражданское каменное строительство получило в Москве: были построены здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова, складские помещения и т.д.
  • Архитектура характеризовалась переходом от строгости и простоты к декоративности, нарядной полихромии (многоцветности), тщательной проработке множества мелких деталей. Творческий поиск новых путей, сопровождавшийся в то же время заимствованием восточных, а позднее и западных форм, приводил к рождению новых стилей, обилию декоративных мотивов.

Активное каменное строительство началось в 20-е годы после изгнания из страны польских захватчиков. Большую роль в его организации сыграл «Приказ каменных дел», который объединял лучших отечественных мастеров.

В первое тридцатилетие XVIIIв. господствовало полюбившееся русским зодчим шатровое строительство. Нарядные шатровые храмы были построены в Рубцове и Медведкове под Москвой, в Троице-Сергиевой Лавре. В 1628г. был воздвигнут шатер над Спасской башней Московского Кремля, выдающимся памятником шатрового зодчества является многошатровая московская церковь Рождества в Путинках. В 1652г. патриарх Никон, пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества был провозглашен храм «гроба Господня» в Иерусалиме, но шатер не исчез из русского зодчества. Его широко использовали при строительстве колоколен, шатровые храмы продолжали строить вдали от столицы — в Ярославле, Костроме и других городах.

Здания XVIIв. отличались изобилием затейливых рельефных многоцветных украшений. Широкое распространение получили «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений на стенах зданий называли «каменным узорочьем». Этот стиль распространился на светское и культурное строительство. Это и есть особенности культурного развития России

В 40-70-х годах усилился творческий поиск, приведший в концу столетия к рождению нового стиля, получившего название «москвоского барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль называют «нарышкинским барокко»). Характерные черты «московского барокко» — четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, устремленность здания вверх, сочетание красного и белого цветов. К числу лучших сооружений этого стиля относится церковь Покрова на Филях — усадебный храм Л.К. Нарышкина.

Появление «московского барокко», имевшего общие черты с архитектурой Западной Европы, свидетельствует о развитии международных культурных связей России.

В XVIIв. переживало расцвет деревянное зодчество, уходивши своими корнями в языческую старину. Великолепным образцом деревянного зодчества стал дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, названный современниками «восьмым чудом света».

Живопись как элемент особенности культурного развития России.

Обмирщение искусства наиболее ярко проявилось в живописи. Процессы становления и развития реалистической направленности, возрастающего интереса к человеческой личности коснулись всех ее видов.

В иконописи в первой половине века господствовали два художественных направления: годуновский стиль (большинство известных произведений этого направления выполнено по заказу царя Бориса и его родственников) и строгановское письмо (большинство произведений этого стиля связано с заказами купеческого рода Строгановых).

  • Годуновский стиль характеризуется ориентациейна традиции рублевско-дионисиевской эпохи, строгое следование канону.

  • Строгановская школа — искусство иконной миниатюры. В строгановских иконах доминирует эстетическое начало. Его основные черты: тщательное мелкое письмо, тонкий виртуозный рисунок, изысканность и богатство оранментации, полихромный колорит, использование щолота и серебра. Одним из наиболее знаменитых художников строгановской школы был Прокопий Чирин. Особенности культурного развития России проявлялись во всем.
  • В середине века наметилось слиеяние строгановского и годуновского стилей. В живописи, в том числе и в иконописи, усилились черты своеобразного реализма. Новое направление получило развитие в творчестве царских изографов Оружейной палаты. Одним из главных живописцев Оружейной палаты был Симон Федорович Ушаков.

После окончательного освобождения страны от интервентов понадобилось восстановить поврежденные или полностью разрушенные в годы Смуты фресковые росписи храмов. Это стало одной из причин, обусловивших последний взлет фресковой живописи в XVIIв.

Уже в последней четверти XVIв. в России зарождался жанр портретной живописи. Портреты реальных исторических лиц назывались парсунами. В конце XVIIв. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте. Наиболее ранние из известных парсун выполнены в иконописной манере — изображение царя Федора Ивановича и князя М.В. Скопиона-Шуйского. 

Прикладное искусство как элемент особенностей культурного развития России

В XVIIв. продолжался начавшийся в предыдущем столетии расцвет прикладного искусства, главным центром которого являлись мастерские Московского Кремля (Оружейная, золотая, Серебряная, Царицына и другие палаты). В них работали собранные со всей России талантливые оружейники, ювелиры, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и т.д.

Прикладное искусство имело прочные традиции и являлось неотъемлемой частью повседневного быта самых широких слоев населения.

Театр — дитя особенностей Культуры XVII века

В XVIIв. были предприняты первые попытки создания профессионального театра в России. В 1672г. в Москве был создан придворный театр. В нем играли немецкие актеры, все роли исполняли мужчины, в репертуаре были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр просуществовал лишь четыре года и не оставил заметного следа в русской культуре, но способствовал расширению сферы духовной жизни русского общества.

При Славяно-греко-латинской Академии сложился школьный театр. Пьесы писали преподаватели, используя как евангельские сюжеты, так и житейные предания. Роли исполняли учащиеся. Представления давали по праздникам.

Широкое распространение получил бродячий театр.

Выводы особенности культурного развития России:

Русская культура XVIIв. находилась на переходном этапе от Средневековья к Новому времени, подготовившем коренные преобразования XVIIIв. Переходный период характеризовался острой борьбой новых идеологических и идейно-эстетических начал с устойчивыми средневековыми традициями. Переоценка ценностей, происходившая в этот период во всех сферах жизни, способствовала обмирщению искусства. Основным содержанием историко-культурного процесса этого периода было формирование русской национальной культуры, продолжение которой нашло в  предпосылках петровских преобразований.

Добавить комментарий