Бунташный век

Закрепощение крестьян (1649г.), ведение войны с Польшей привели к увеличению налогов, что вызвало недовольство широких масс населения.

Кроме того, Алексей Михайлович провел крайне непопулярные реформы. В 1648г. был введен налог на соль. Цены на соль резко выросли, количество продаваемой соли сократилось. Но без соли люди не могли хранить мясо, рыбу и другие продукты. Это стало поводом для восстания в Москве и других городах — «Соляной бунт».

Соляной налог отменили. Но требования восставших были шире, чем отмена соляного налога. Жалобы были на начальника Земского приказа, ведавшего управлением столицы, требовали его отставки, прекращения взяточничества и притеснений. Началось ограбление многих боярских дворов, купеческих и дворянских домов, известных своим взяточничеством. Алексей Михайлович уступил народу Плещеева (начальник Земского приказа), его растерзали Последующие два дня продолжались погромы имущества знатных, богатых людей. Требование выдачи Морозова — главы правительства и воспитания царя. Ему еле удалось избежать казни. Был сослан. В событие включилось дворянство и верхи посада. Они подали челобитную: упорядочить судопроизводство, правильно вести дела во всех приказах, создавать Земский собор для выработки нового закона. Принятое Новое Соборное Уложение в Бунташном веке удовлетворило верхи, закрепостило крестьян, закрепило положение сословий (1649г.).

Постепенно правительство овладело обстановкой, положение стабилизировалось. Но бунташный век все равно давал о себе знать. 

«Медный бунт» — 1662г. В России были введены медные деньги. Сначала они действовали наравне с серебряными, но потом многие богачи подкупили мастеров монетного двора, приносили им медь, и они чеканили дополнительную монету. Наличие медных денег росло. Они уже не обеспечивались серебром -> рост инфляции. Царь брал налог серебром, а жалованье выдавал медью. Это привело к недовольству и бунту.

Царь был в Коломенском, и туда бежали 4-5 тысяч восставших. Они сломали ворота и ворвались в царский двор. Бояре пошли на переговоры. Требования: выдать бояр-изменников и казнить их; встречи с царем. Царь вышел к восставшим, требование снизить налоги. Царь говорил с ними спокойно и убедил вернуться их в Москву. В то же время в Москве другие восставшие громили дворы бояр, а затем двинулись к Коломенскому. На пути эти 2 группы встретились, объединились — 9-10 тысяч человек и пошли к Коломне. Требование — выдать бояр. Царь убеждал, что налоги будут снижены. В это время к Москве стянуты войска. Восстание подавлено. Около 1000 человек убито, 2000 арестовано. Медные деньги отменены.

Церковный раскол 1653г. — закономерный этап Бунташного века

В середине XVIIв. началась реформа Русской православной церкви, повлекшая за собой ряд серьёзных изменений в политической и духовной жизни русского общества.

Предпосылки:

  • Социальный кризис середины XVIIв., тяжелое экономическое положение страны затрагивали отношения между государством и церковью, имевшие судебные и налоговые привилегии, обладавшими огромным влиянием. Попытка власти ограничить права церкви встретила с ее стороны отпор и усилила политические притязания.

  • Кризисные явления поразили саму церковь. Пороки духовенства (пьянство, стяжательство, разврат), разночтения в церковных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб подрывали авторитет церкви. Для восстановления ее влияния в обществе требовалось восстановить порядок.

  • Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Кризис выразился в обмирщении сознания, которое проявлялось у части посадских людей и верхов общества.

  • Внешнеполитические интересы страны также требовали реформы. Россия пыталась объединить под своим покровительством все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров в делах веры и в их территориальных владениях. Он надеялся достичь мощи и великолепия императорской власти. Здесь сказалось влияние теории «Москва — третий Рим».

Для осуществления политических целей необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквах на территориях, которые планировалось присоединить к России или взять под ее контроль.

В конце 1640-х гг. в Москве возник кружок «ревнителей древнего благочестия», объединивших людей, обеспокоенных положением дел в церкви и проникновением светских начал в духовную жизнь общества. Вскоре среди членов кружка начались расхождения в выборе образца. Одни, во главе которых был будущий патриарх Никон, считали, как и сам царь, что править русские церковные книги и обряды надо по греческим меркам. Другие — протопоп Аввакум — суть реформы видели в возвращении к неповрежденной русской старине, решениям Стоглавого собора и считали возможным исправлять церковные книги лишь по древним славянским рукописям.

После избрания Никона патриархом реформа начала приводится в жизнь. В 1653г. он разослал по всем московским церквам «память» о заменен крестного знамения с двуперстного на трехперстное. Против ослушников он развязал репрессии. Непримиримость Никона, поспешность и насильственные методы проведения реформ вызвали глубокий протест населения и стали одним из факторов раскола.

Никон, считая, что «Священство выше царства», стал в 1652—1658гг. фактическим соправителем государя. По всем вопросам сначала докладывали патриарху. Он имел влияние на  внешнюю политику 17 века

Собор 1666—1667гг. отлучил протопопа Аввакума от церкви, сослал и заточил в земельную тюрьму. В это же время из-за вмешательства в светские дела произошла ссора Никона с царем. Никон был лишен патриаршества. Борьбу против раскольников возглавил царь. Началось сопротивление, «Соловецкое восстание», длившееся 8 лет. После подавления из 500 монахов, живших на территории монастыря, в живых осталось только 60. В 1681г. казнили Аввакума, а в 1682г. умер Никон.

Таким был Бунташный век в истории России. 

  1. Железняк

    С этим соляным налогом, на ровном месте накачали себе проблем выше крыши. Элементарное наведение порядка в казначействе, позволило бы избежать подобных волнений.

  2. username

    Только так и можно чего-то добиться от верхов, к сожалению. Только через реки крови и горы трупов можно отстоять интересы простого люда.

    Интересно, что о кризисных явления в русской церкви заговорили в 17 веке, тогда как в Западной Европе о пороках духовенства говорил ещё Джованни Боккаччо в своём «Декамероне», а это было на три столетия раньше.

Добавить комментарий