Русская культура середины XIII-XVв — Часть 1

Особенности русской культуры

  1. Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности
  • Гибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, эмали, мозаики.
  • Массовые разрушения почти на полвека задержали развитие каменного строительства.
  • Разрушение основных культурных центров привело к ослаблению исторически сложившихся связей между землями Северо-восточной Руси.
  •  В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного искусства и прикладного искусства.
  • Общее ухудшение социально экономического положения русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.
  1. Возрождение русской культуры с конца XIVв.
  •  Высокий уровень русской культуры способствовал сохранению её самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя её достижения. Успехи хозяйственного объединения русских земель и первая победа над татаро-монгольскими захватчиками способствовали возрождению русской культуры.
  • Куликовская битва 1380г. и более поздние победы над татаро-монголами способствовали подъёму национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.
  •  Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между землями. К концу XVв., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политический и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усилились тенденции формирования единой общенациональной культуры.
  • После завоевания в 1453г. турками Константинополя, Русь стала оплотом мирового православия. В Конце XVв. В «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы было впервые сформулировано представление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, «Новом граде Константина». Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс культурному развитию.

Литература и устное народное творчество

  1. Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъём устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода – «Сказание о невидимом граде Китеже» — легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озеро, но не сдавшемся врагу.

  2. Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех уцелевших центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII – начале XIVвв. Возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.
  • В этот период летописание имело свои особенности.

Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при все различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XVвв. отчетливо проявляется их общерусский характер.

Патриотизм и идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.

  • Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определяется идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XVв. – общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода XVв., призванного обосновать историческую роль Москвы.
  1. Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть об Александре Невском», «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».

  2. Расцвет житейской литературы того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифантий Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с монголо-татарами.

Житейная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.

  1. Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях – «хождения». В последней четверти XVв. Появилась новая разновидность этого жанра – советские хождения, наиболее яркий её образец – записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествия в Индию («Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии.

  2. Интерес к всемирной истории, стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – своеобразной всемирной истории того времени. В середине XVв. Был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с Всемирной историей.

Добавить комментарий